ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Родник чистой воды

Рассказ-притча

В глубоком темном ущелье бил родник чистой воды. Каждый, кто пил воду из родника, исцелялся от болезней. Недалеко от ущелья располагалась деревня, где было много больных. Люди знали о чудодейственном роднике, но боялись идти по темному ущелью.

Один храбрый юноша сказал народу: «Я принесу вам воды и вылечу больных». Ему дали чистый сосуд, в котором он смог бы принести воду, и факел, который осветит ему путь.

Когда храбрец подошел к ущелью, подумал: «Тяжело будет спускаться вниз, держа в одной руке сосуд, а в другой факел. Лучше я пойду в темноте, и одна рука у меня будет свободна, чем пойду при свете с занятыми руками».

Когда юноша стал спускаться по ущелью вниз, в сосуд насыпалась грязь. Он не заметил ее, потому что вокруг было темно. На ощупь он нашел родник и подставил сосуд под тонкую струю благодатной воды.

Выйдя из ущелья на свет, юноша обнаружил, что вода грязная.

Юноша пришел в деревню и сказал народу, что в роднике больше нет чистой воды. Ему не поверили. Тогда глазам жителей представился сосуд, наполненный грязной водой. Собрались старейшины деревни и, взглянув на воду, подтвердили слова юноши.

Ущелье засыпали камнями. Целительный родник продолжал источать чистую воду, но о нем стали забывать. Спустя несколько десятилетий исчезла деревня, потому что люди не могли излечить болезни без чистой родниковой воды. Это иносказание. Жизнь каждого современного человека можно сравнить с жизнью каждого его персонажа. Давайте попробуем провести аналогию и понять смысл повествования.

В глубоком темном ущелье бил родник чистой воды – подразумевается благодать Божья, Божие слово. Родник можно сравнить с церковью, с Евангелием, откуда мы узнаем о Боге, где слышим его голос наиболее звучно.

Каждый, кто пил воду из родника, исцелялся от болезней – исцеление от греха, греховной болезни, возможно только через посев божественного учения в глубинах человеческого сердца. Чтобы исцелиться, нужно не просто увидеть воду, а выпить ее, то есть не услышать Божественное слово и забыть о нем, а укрепить его в своей душе, слиться с ним и изменить свою жизнь, приблизив ее ко Христу.

Недалеко от ущелья располагалась деревня, где было много больных – вот портрет нашего общества, страдающего от греховных болезней.

Люди знали о чудодейственном роднике – люди знали о существовании Бога, о божественном слове и благодати, которая может их исцелить и спасти от неминуемой греховной гибели.

Но боялись идти по темному ущелью – темное ущелье, как упоминалось выше, это путь к роднику, путь к Богу. Глубокое и темное – тот самый узкий путь, по которому наставлял Хрстос идти апостолов. Ущелье кажется настолько опасным потому, что путь к Богу лежит через преодоление страстей и человеческий слабостей. На всем его протяжении дьявол искушает человека, чтобы тот запутался, не дошел до благодатной воды, не познал Бога. Именно страх не совладать со своими искушениями мешал людям идти к исцелению, идти к Богу.

Один храбрый юноша сказал народу: «Я принесу вам воды и вылечу больных» – человек решился идти к Богу. Он не побоялся трудностей, которые ожидали его впереди.

Ему дали чистый сосуд, в котором он смог бы принести воду, - это человеческая душа, вместилище божественной благодати. Выходя из деревни, юноша получил чистый сосуд, при рождении ребенок получает чистую душу, не запачканную грехом.

Факел, который осветит ему путь – молитва. Беседа с Богом направляет нас по правильному пути, помогает бороться с искушениями. С факелом юноша мог увидеть все в ущелье, все опасности, все соблазны, так же и с молитвой мы можем отстраниться от дьявола, не дать ему завладеть нами.

Когда храбрец подошел к ущелью, подумал: «Тяжело будет спускаться вниз, держа в одной руке сосуд, а в другой факел. Лучше я пойду в темноте, и одна рука у меня будет свободна, чем пойду при свете с занятыми руками» – в суетности дел у нас как будто бы не хватает времени молиться. Мы начинаем считать молитву обузой, мешающей жить. Лучше идти в темноте со свободными руками – пусть в нашей жизни нами управляют соблазны и страсти, за то свободного времени будет больше. На что нам это время? На то, чтобы уделить его тем же самым страстям. Как мы увидим дальше, отказ от факела, отказ от молитвы станет причиной обвала жизненного пути, его разрушения и душевного разложения человека.

Когда юноша стал спускаться по ущелью вниз, в сосуд насыпалась грязь – душа запачкалась грехом. Поскольку сосуд мы сравниваем с душой, то грязь вполне можно считать грехом. Он не заметил ее, потому что вокруг было темно – юноша спускался в ущелье без факела, и поэтому не заметил грязь в сосуде. Также и человек, который пытается бороться с искушениями, не прибегая к молитве, не замечает своего грехопадения.

На ощупь он нашел родник и подставил сосуд под тонкую струю благодатной воды – найти родник, означает услышать слово Божие, подставить сосуд под воду – раскрыть свою душу для Господа, принять его святое учение.

Выйдя из ущелья на свет, юноша обнаружил, что вода грязная – как в грязном сосуде не может быть чистой воды, так и в душе, запачканной грехом, не может быть чистого Бога. Юноша пришел в деревню и сказал народу, что в роднике больше нет чистой воды. Ему не поверили – эта и последующие строки показывают смену мировоззрений общества. В нашей стране она происходила похожим образом во время революции 1917 года. Пришли те, кто сказал, что Бога нет. Сначала общество не верило. Вера в людях оставалась.

Тогда глазам жителей представился сосуд, наполненный грязной водой – это те доказательства, которые безбожники привели верующим людям. Самый простой пример из нашей жизни – полет Гагарина в космос. Он вернулся и сказал: «Я летал в космос и Бога не видел. Значит, Его нет». Это звучит глупо, безосновательно, но, как мы видим дальше… Собрались старейшины деревни и, взглянув на воду, подтвердили слова юноши – люди мудрые, образованные стали говорить, что Бога на самом деле нет. В науке начал развиваться материализм.

Ущелье засыпали камнями – общество поверило «старейшинам», что Бога нет. Это не обязательно были те самые люди, которые верили до этого. Ими могли быть их дети или внуки. Как писал Симонов: «Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся за в Бога не верящих внуков своих». В нашей стране религия возрождается. В описываемой деревне она не возродилась – ущелье засыпали камнями. Это означает, что жизнь разделилась на темную – внутри ущелья и светлую – под солнцем, то есть на духовную, монашескую и светскую. В рассматриваемом случае, жизнь духовная прекратилась полностью, а ведь она исцеляла от болезней и спасала от гибели.

Целительный родник продолжал источать чистую воду, но о нем стали забывать – Бог продолжал быть, Бог вечен, но общество стало забывать о Боге. Похожее происходило во времена Ноя, когда действия людей стали причиной Всемирного потопа. В деревне всемирного потопа не происходит, но…

Спустя несколько десятилетий исчезла деревня, потому что люди не могли излечить болезни без чистой родниковой воды – люди погибли, их привела к этом жизнь без Бога, увядание в грехах и страстях.

Итак. В сущности, можно все иносказание свести одной главной мысли – жизнь человеческая невозможна без молитвы. Не будет молитвы, не получится очистить душу и пойти по правильному пути, не удастся услышать слово Божие и приблизиться к Богу. А его отсутствие в нашей душе – неизбежный путь к гибели. Молитва – факел. Если бы юноша взял с собой факел, он бы не запачкал грязью сосуд (душу), если бы и запачкал, то увидел бы грязь (грех) и вымыл сосуд (очистился от греха исповедью). Поступок юноши можно сравнить с причащением не исповедовавшегося грешника. Причащение без исповеди – это лишь осквернение Бога, так же и набирая чистую воду в грязный сосуд, мы лишь загрязняем воду. То, что люди поверили в отсутствие чистой воды в ущелье, тоже о многом говорит. Мы верим материалистам, которые говорят, что Бога нет, хотя мы сами не прошли путь через темное ущелье, чтобы его увидеть. Бога нельзя увидеть экспериментами, в космосе он тоже не витает. Бог познается сердцем. Сердце нужно очистить: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Сердце очищается молитвой и постом.

Вот она нелепость неверия, которое так часто встречается. С какой уверенностью мы говорим об отсутствии Бога, хотя ни шагу не сделали к его познанию.

Не будем так глупы, как юноша. Будем молиться и идти по жизни с молитвой, чтобы не поддаться искушениям и узреть Бога.

Алексей Морозов,
17 лет, г. Кузнецк Пензенской области

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.